Перейти к содержанию

07.01.2012

Композиция. Динамика размещения

Если вы снимаете один-единственный объект, выделяющийся на фоне окружения, то он явно просится в кадр. Место его расположения особенно важно, отчасти потому, что одна позиция может быть более интересной или более «подходящей», чем другая, и отчасти потому, что само положение способно что-либо рассказать об объекте и роде его занятий.

Композиция. Динамика размещения

Например, если вы снимаете прогуливающегося человека, снимок передаст некие изменения в облике в зависимости от того, входит ли он в кадр или выходит из него.

Пример простейшей и самой примитивной ситуации — одиночный объект на ровном фоне. Даже если в реальной жизни это встречается относительно редко (я говорю о приведенном здесь примере), он служит полезным пробным вариантом. Глядя на объект, нелишне помнить о том, что почти любой сюжет довольно сложен, а любой дополнительный элемент сложности добавляет новые слои графических взаимосвязей, но речь не идет об установке, поскольку любой рецепт быстро надоедает.

Осмыслить одиночный объект — значит провести графическую взаимосвязь с фоном. Это следует сделать даже еще до того, как вы поймете, что же представляет собой объект (возможно, человек) и что он делает (к примеру, движется). Размер, как обычно, имеет значение, но вспомним о том, что объект как не должен выглядеть крошечным, так и не должен заполнять собою весь кадр. Из представленных здесь снимков вы поймете, что я имею в виду. Чтобы было еще проще, скажу, что существует определенный диапазон смещения объекта от центра к краю изображения. Положение по центру подразумевает точность, строгость, симметрию и слабое взаимодействие с задним планом. Возможно, это даже привлекательно, но я не решаюсь применять такие жесткие условия. Другая крайность — размещение объекта с краю или в углу -приводит, скорее, к экстремальному результату, снимок будет слишком асимметричным и наверняка спорным из-за своей странной композиции. Возможно, для этого будет причина, но в противном случае он будет выглядеть скорее неестественным, сделанным только «из любви к искусству». Тем не менее объект очень сильно взаимодействует с фоном, который преобладает в изображении.

Промежуточная зона, будь то слева, справа, вверху или внизу, обычно более корректна и пригодна, но окружает объект массой тонких подспудных связей. Сместив объект относительно центра (изменив обзор), вы породите контраст с более объемным, но более аморфным задним планом, что вытянет кадр в ширину. Это тот случай, когда положение объекта становится скорее динамичным, чем статичным. Если вы хотите добиться равновесия, подойдет положение, близкое к золотому сечению. Если вам хочется придать больше напряжения, включив менее устойчивую взаимосвязь, вам поможет смещение объекта дальше или ближе. Как я говорил раньше, здесь нет жестких установок и рецептов, просто поразмышляйте над динамикой изображения.

Обсуждение закрыто.