Перейти к содержанию

10.11.2014

ГРИП (Глубина резко изображаемого пространства)

Глаз человека устроен таким образом, что любой объект размером менее 0,1 мм с расстояния 25-30 см видится просто точкой. С учетом этого свойства вводится понятие допустимой не резкости изображения, которое зависит от размера матрицы фотоаппарата.



Например, для стандартной 35-миллиметровой пленки максимальный диаметр отдельной точки равен 0,05 мм. Этот размер принято называть допустимым кружком рассеивания. Все точки большего диаметра человеческим глазом видятся уже в виде нечетких пятен, которые, накладываясь друг на друга, создают эффект размытости изображения, который будет тем сильнее, чем дальше от границ глубины резкости находится объект.

В кадре самым четким и резким предметом будет тот, на который наведен фокус объектива. Нормальными, в связи с допустимой не резкостью изображения, будут и те, что находятся дальше и ближе этого объекта. Соответственно, имеется передняя (самая ближняя к нам) и задняя (самая дальняя от нас) границы резкости.

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП, глубина резкости) — это обусловленная законами физики и строением объектива зона пространства, в которой объекты, запечатленные фотографом, будут достаточно четкими. Все, что находится за пределами глубины резкости, будет размыто.

Заметим, что глубина резкости определяет только максимальную величину кружка рассеивания и не влияет на то, что происходит с областями, не попавшими в фокус. Эти области называются боке (слово имеет японское происхождение). На двух фотографиях, имеющих одинаковую ГРИП, боке может сильно различаться, что обусловливается одной из субъективных характеристик объектива, влияющей на его выбор. Боке зависит от формы диафрагмы объектива, от количества и контура его лепестков. Поэтому кружок рассеивания на практике вовсе не кружок, а пяти- или восьмиугольник.

Глубина резкости изображения зависит от нескольких факторов — от размеров матрицы фотоаппарата, от значения установленной диафрагмы, от расстояния до объекта съемки.

Продемонстрируем наглядно влияние диафрагмы на глубину резкости и объясним, как мы добились такого эффекта. Для этого рассмотрим (см. с. 149) четыре фотографии, которые на первый взгляд изображают одни и те же объекты на одних и тех же местах и при одинаковом освещении.

На первом изображении, снятом с максимальной апертурой (с максимально открытой диафрагмой) 1,4 и с короткой выдержкой 1/400 с, в фокусе находится только синяя стопка фишек и несколько карт в очень узком диапазоне. Можно сказать, что у этой фотографии самая маленькая ГРИП. Всего пара сантиметров пространства отображается достаточно четко для рассмотрения всех деталей изображения. На следующих фотографиях диафрагма постепенно закрывается, а выдержка удлиняется (для получения изображений той же яркости). Как мы видим, при диафрагменном числе 16 (и выдержке 1/10 с, когда с рук снимать уже нельзя) в фокус попали не только все три стопки фишек и весь ряд разложенных карт, но и удаленный фон фотографии.

Данный эффект возникает из-за того, что при максимально открытой диафрагме собранные линзами пучки света чем ближе к краям линзы, тем более рассеиваются, попадая на матрицу. При закрывании диафрагмы пучки света сужаются и приближаются к центру линзы объектива (при закрытии диафрагмы до символической точки все лучи света, проходящие через нее, вообще параллельны и не рассеиваются вовсе), поэтому и на матрицу попадают более кучно, формируя более четкое изображение.

Из всего вышесказанного следует вполне логичный вывод, что для достижения красивого боке и уменьшения ГРИП требуются объективы с большим диаметром линз и большой светосилой (возможностью максимального открытия диафрагмы). Однако стоит понимать, что от минимального расстояния объектива на ГРИП. — значение диафрагмы, по верхней оси — расстояние до объекта значения диафрагменного числа, т.е. светосилы объектива, зависит его стоимость. И каждая ступень уменьшения диафрагменного числа, которая приводит к удвоению светосилы объектива, может приводить к вполне обоснованному удвоению его цены.

ГРИП

Из данной схемы становится понятно, как возникает ГРИП и чем обусловлены ее границы. ГРИП относится к предметному пространству, тогда как в пространстве изображений ей соответствует диапазон глубин фокуса. Здесь — допустимая величина кружка рассеивания; б — передняя и задняя глубины фокуса

Вверху — влияние относительного отверстия на ГРИП; по центру — влияние расстояния до объекта съемки на ГРИП; внизу — влияние фокусного.

ГРИП зависит от промежутка между фотоаппаратом и снимаемым объектом и от фокусного расстояния объектива (при условии, что фотограф с камерой остается на одном и том же месте). Чем больше расстояние, тем больше ГРИП. Чем шире объектив или чем меньше фокусное расстояние, тем больше ГРИП. Все три зависимости можно визуализировать.

Для расчета ГРИП используются непростые формулы. Однако в Интернете можно найти огромное количество готовых посчитанных таблиц для различных дистанций и фокусных расстояний, а также программ-калькуляторов, которые выдадут нужные значения в онлайне или на мобильном телефоне. Существуют также различные аналоговые решения для расчета ГРИП, похожие на логарифмическую линейку.

Для сохранения ГРИП при изменении фокусного расстояния объектива следует сменить расстояние до объекта съемки

 

ГРИП. Ее выбор должен быть основан на художественных задачах, стоящих перед фотографом. В журналистике, например, большая ГРИП очень желательна, потому что назначение снимка — максимально точно передать все события и окружающую обстановку, так же как и при съемке пейзажей, в которых важны объекты на всех изображаемых планах.

При съемке портретов малая ГРИП выставит сильный акцент на лице человека — за счет замыленного фона, и ничто не будет отвлекать от него внимание зрителя.

Обсуждение закрыто.