Перейти к содержанию

27.01.2015

Экспозиция. Экспозамер. Режимы экспозамера

Рассмотрим подробно термин «экспозиция». По определению это некая количественная характеристика фотографии, равная произведению освещенности матрицы на время воздействия света (мы называли это временем экспонирования).

Экспозиция. Экспозамер. Режимы экспозамера

Экспозиция — величина измеримая, ее единица — люкс в секунду. Экспозиция напрямую зависит от чувствительности матрицы. Чем больше чувствительность ISO, тем меньше потребуется времени экспонирования при одинаковой освещенности, или при тем меньшей освещенности можно использовать то же время экспонирования. Экспозиция определяется, соответственно, степенью открытия диафрагмы, выдержкой и чувствительностью — так называемой экспотройкой.

В пленочной фотографии применяется термин «экспопара»,так как чувствительность пленки неизменна и во власти фотографа находятся только два параметра.

В общем, нормальная экспозиция — это такое соотношение диафрагмы, выдержки и чувствительности ISO, при котором матрица воспримет достаточно света для получения изображения с пропорциональным воспроизведением яркостей, как и у объекта съемки. Нормально экспонированная фотография — та, у которой хорошо проработаны детали, как в тенях, так и в светлых местах изображения.

Во все цифровые фотоаппараты встроены экспонометры (приборы, измеряющие экспозицию), и параметры экспонирования могут выставляться автоматически. Однако система может ошибаться или не понимать творческую задумку. Не будем забывать о несовершенстве фототехники и о ее невозможности порой передать всю гамму снимаемого пространства, при которой мы оказываемся перед выбором — света или тени. Поэтому разберемся, как данный механизм работает.

Сначала стоит упомянуть об эталоне, на основании которого происходит замер экспозиции. Так как разные объекты отражают свет неодинаково, требуется некое усредненное значение между двумя крайностями — черным (от 3-10 % отражения света) и белым (от 65-80 % отражения света) — серый цвет. Приведенные проценты называются коэффициентом отражения. Общепринятый — 18 %, именно такое количество падающего света отражает большинство объектов фотосъемки. Наглядный пример — мокрая стена, покрытая штукатуркой. Более яркие предметы будут светлее, вплоть до белого, в зависимости от этого коэффициента. При понижении процента отражения серый будет стремиться к черному.

Сенсоры, осуществляющие замер экспозиции, настроены на подобные серые объекты. Например, при съемке карандашного рисунка на белой бумаге экспозиция, определенная по замеру яркости бумаги, окажется меньше требуемой. А если мы будем фотографировать темный ковер, то прибор покажет экспозицию больше, чем надо для его правильного светотонального воспроизведения. В результате на снимках и лист бумаги, и ковер будут иметь одинаковый тон, похожий на сырую штукатурку.

Чтобы ничего такого не произошло, замер экспозиции должен проводиться по объекту, коэффициент отражения которого равен 18 %. Этим может стать эталонная серая карта (Grey Card), устанавливаемая перед главным участком объекта съемки перпендикулярно оптической оси объектива.

Введем в повествование еще один термин — «экспокор-рекция». Она представляет собой поправку, вносимую относительно текущих параметров экспозиции. Это сдвиг на одну ступень EV в плюс (более светлое изображение) или в минус (более темное). EV — это некое условное экспозиционное число, изменение значения которого означает увеличение или уменьшение экспозиции в два раза. Например, если вычисленные камерой параметры съемки равны 1/50 с и 1:8, то экспо-коррекция +1 EV приведет к съемке с параметрами 1/25 с и 1:8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 с и 1:5,6 — в режиме приоритета выдержки.

Режимы замера экспозиции по степени участия фотографа подразделяются:
на полностью автоматический;
автоматический с возможностью экспокоррекции;
полуавтоматический (режим приоритета выдержки или приоритета диафрагмы, когда фотограф определяет один параметр вручную, а фотокамера подгоняет под него второй); ручной.

По способу оценки режимы замера экспозиции делятся на точечный, центровзвешенный и матричный (он же оценочный или многозонный). Меняются они (если, конечно, в фотоаппарате есть возможность выбирать) в настройках камеры.

При точечном замере экспозиции встроенный экспонометр анализирует только центральную часть кадра, 3-5 % от всей его площади. Этот режим полезно применять в условиях сложной освещенности, где вся сцена либо темнее, либо светлее точки, которую мы хотим проэкспонировать правильно.

Например, при контровом свете, без использования точечного замера экспозиции, получится лишь темный силуэт объекта съемки. Его детали окажутся в тенях, зато фон выйдет нормально экспонированным.

При постобработке не до экспонированного снимка на компьютере получится высветлить темные области изображения, вытащить детали снимка из теней и выровнять общий уровень освещения

Точечный же замер даст нам полный контроль над той частью кадра, которая должна получиться нормально экспонированной, пусть это и приведет к пере-свету фона или затемнению окружающей обстановки.

При матричном замере анализируется весь кадр на основе многозонных датчиков камеры. Данные, полученные из каждой зоны, обрабатываются в процессоре фотоаппарата по сложным алгоритмам, и в итоге камера предлагает компромиссную экспозицию, с которой, по ее мнению, получится оптимальное изображение. Режим хорош для новичков, потому что позволяет не думать об экспозиции вообще, и почти все кадры получаются в среднем нормально экспонированными.

Центровзвешенный режим — некий компромисс между матричным и точечным вариантами. Он анализирует весь кадр, придавая в процессе гораздо большее значение центральной его части. Другими словами, если выражаться математически, у света по краям кадра гораздо меньший вес, чем у центрального.

Обсуждение закрыто.