Перейти к содержанию

30.10.2015

Цветовая температура и баланс белого

Мы уже упоминали цветовую температуру. Остановимся более подробно на данном аспекте и расскажем о том, на что он влияет и как с ним бороться. Цветовая температура — это характеристика светового потока, которая определяет его спектральный состав или цветовой оттенок. Измеряется в Кельвинах (К) и соответствует цвету нагретого до соответствующих температур абсолютно черного тела. А это некое гипотетическое вещество, не отражающее никаких волн, а только поглощающее их, которое может само быть источником светового излучения при нагревании.

Цветовая температура и баланс белого

Неправильная настройка баланса белого может существенно повлиять на фотографию.

При малом оно сначала становится темно-красным, потом по мере увеличения температуры через оранжевый, желтый и белый доходит до темно-синего.

Особенности человеческого зрения, основанные на психологии и анализе видимых предметов, позволяют игнорировать цветовые отклонения, зависящие от температуры света. Мы знаем, что лист бумаги белый, поэтому он будет белым как в желтом свете ламп накаливания, так и в синих сумерках. Фотоаппарат передает цветовые оттенки с документальной точностью, и белый лист, снятый в разных условиях освещения, будет иметь соответствующие оттенки. Решать проблему точной цветопередачи можно как до момента съемки, так и после. Постобработка фотографий позволяет выравнивать цветовую температуру с помощью графических редакторов типа Photoshop. Однако незначительные погрешности в этом случае все равно останутся, поэтому лучше продумать цветокоррекцию до того, как делать снимок.

Инструмент коррекции цветовой температуры в камере — настройка баланса белого цвета, или просто баланс белого. Многие фотографы не задумываются о влиянии этого параметра на итоговое изображение, однако отслеживание, помимо экспозиции, настройки баланса белого должно быть обязательным этапом съемки. Неправильно выставленный, он не так значительно портит фотографию, как, например, ошибки экспозиции, но все-таки влияет на достоверность изображения.

Как заявляют сами производители цифровой фототехники, правда, особо не афишируя данную особенность, ни один из предустановленных режимов, а тем более автоматический, не дает стопроцентно правильной цветопередачи, то есть, попросту говоря, все они слегка ошибаются. Это и понятно — предустановленные режимы настроены на строго определенную цветовую температуру, которая может немного отличаться от реальной.

Поэтому в ряде камер есть дополнительные градации для каждого режима, к примеру, от -3(для теплых тонов) до +3 (для холодных).
Режимов работы баланса белого всего три: полностью автоматический, предустановленный и пользовательский, заданный вручную.

Автоматический режим решает сам, какую цветовую коррекцию вводить в изображение. Алгоритмы его работы сложны и разнообразны, но если в кадре имеется хотя бы небольшой объект белого цвета, автоматика справится. За основу для анализа она возьмет самое яркое пятно в изображении. Если оно не белого цвета, то баланс может выставиться неверно, в зависимости от истинного цвета этого пятна.

При использовании предустановленного режима выбирается только тип освещения, камера же применит соответствующую поправку баланса белого. Обычно источники освещения обозначаются определенными пиктограммами в меню фотоаппарата.

Описанные режимы баланса белого привязываются к определенной цветовой температуре.

Лампы накаливания (2500-2800 К) — привычные в каждом доме лампы с вольфрамовой нитью. Свет от них имеет желтоватый оттенок. Различные модели могут иметь чуть более теплую или холодную температуру, которая указывается на упаковке.

Лампы дневного света или галогенные лампы (3800 К) — популярные приборы для освещения больших площадей благодаря малому энергопотреблению. Такие лампы, не оборудованные специальным пусковым устройством, то есть практически все используемые в России, мерцают при работе с частотой 50 раз в секунду. Их свет имеет зеленоватый оттенок. Как и лампы накаливания, они могут иметь различную цветовую температуру в зависимости от модели.

У Вспышки (5100 К) — импульсный источник освещения, встроенный в фотоаппарат или профессиональные студийные светильники. Такая температура близка к солнечному свету. Поэтому съемки с внешней импульсной вспышкой — один из вариантов работы с уровнем баланса белого «Дневной свет». При этом итоговый цвет будет немного желтее.

Дневной свет (5500 К) — освещение солнцем в безоблачный день. Благодаря его спектральному составу цветопередача с правильным балансом белого будет оптимальной.

Облачно (6500 К) — освещение в пасмурный день. Свет солнца рассеян облаками.

Тень (7500 К) — цветовая температура в тени в солнечный день.

Существует зависимость: чем выше цветовая температура, то есть чем синее свет, тем меньше заметна ошибка установки баланса белого.

При правильных настройках белые и чисто серые объекты не будут иметь цветовых искажений. Если баланс установлен в сторону более высокой температуры, то изображение примет желто-красные оттенки; если в сторону более низкой, то оттенки будут синие и фиолетовые.

Обсуждение закрыто.